Афганистан – барометр безопасности Центральной Азии

20.01.2010


Центральная Азия – обширный регион Азии, которая всегда выступала как место, где сходились люди, товары и идеи с разных концов Евразийского континента — Европы, Ближнего Востока, Южной и Восточной Азии. Роль и значение Центральной Азии уже давно подчеркивалась американскими политологами. Так, З.Бжезинский писал: «Евразийские Балканы» (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения, Азербайджан, Армения, Грузия и Афганистан, а также потенциальные кандидаты – Турция и Иран), расположенные по обе стороны неизбежно возникающей транспортной сети, которая должна соединить по более правильной прямой самые богатые промышленно развитые районы Запада с крайними точками на Востоке, имеют важное значение с геополитической точки зрения. Однако «Евразийские Балканы» гораздо более важны как потенциальный экономический выигрыш: в регионе, помимо важных полезных ископаемых, включая золото, сосредоточены огромные запасы природного газа и нефти. Таким образом, на карту здесь поставлены геополитическое могущество, доступ к огромным потенциальным богатствам и безопасность». Вместе с тем реальную возможность активизации в этом районе своей политики США получили только после распада Советского Союза. Основным толчком, выведшим регион с периферии мировой политики в центр событий, явились террористические акты, проведенные в сентябре 2001 года в США и последовавшая за ними антитеррористическая операция в Афганистане и развернутая под лозунгом «борьбы с международным терроризмом» активная деятельность в других государствах региона. Развитие военно-политической обстановки в странах ЦАР обуславливается воздействием на нее многочисленных внешних и внутренних факторов. Наиболее значимыми внешними факторами являются: Геоэкономический фактор, определяющий значение региона в системе мировой экономики и мирохозяйственных связей, который, в свою очередь, обусловлен: - запасами углеводородного сырья мирового масштаба. При этом надо учитывать, что нефть и газ до появления сопоставимых с ними по энергетической ценности источников (например, управляемый термоядерный синтез) останутся на обозримую перспективу главным «энергетическим сырьем» для человеческой цивилизации, потребность в котором год от года возрастает; - мировыми запасами цветных и редкоземельных металлов, других полезных ископаемых,при этом надо иметь в виду, что недра региона и его минеральные богатства исследованы далеко не полностью; - коммуникационным потенциалом региона. Он способен обеспечить связь между государствами Европы и Азии как по маршрутам, проложенным с Севера на Юг, так и по маршрутам, проложенным с Запада на Восток, связывая наиболее развитые в промышленном отношении районы Запада с источниками сырья и дешевой рабочей силы на востоке и юге. При этом на первый план выходят перспективы использования региона в интересах транспортировки углеводородного сырья. Планируется строительство нефтепроводов Иран-Пакистан-Индия (в настоящее время Индия окончательно не подтвердила своего участия в проекте), газопровода Туркмения-Афганистан-Пакистан, что существенно повысит возможности по торговле углеводородным сырьем на мировом рынке. - потенциалом дешевой рабочей силы. И хотя по меркам развитых стран средний уровень его квалификации пока недостаточно высокий, однако для добывающих и перерабатывающих отраслей промышленности, наиболее перспективных в данном регионе, он вполне актуален. Не менее значим геостратегический фактор. Уже сегодня одной из главных задач мирового сообщества в военно-стратегической сфере, решение которой, может потребовать применения вооруженной силы или угрозы ее применения, на ближайшие годы является борьба с международным терроризмом и предотвращение вооруженных конфликтов (или силовое принуждение сторон вооруженных конфликтов к миру) в различных районах мира. В рамках этой глобальной задачи Центральная Азия занимает важное стратегическое положение, имея на своей территории и находясь в непосредственной близости от центров международного терроризма и потенциальных очагов конфликтов (Афганистан, Ирак, Иран, Индия - Пакистан). Другое важное обстоятельство, повышающее геостратегическую ценность Центральной Азии, – непосредственная близость к границам наиболее сильных мировых игроков – России и Китая, значение которых постоянно возрастает в связи с намечающимся геополитическим соперничеством Соединенных Штатов и Китая. Центральная Азия, непосредственно граничащая на востоке с КНР, в этом соперничестве может стать своего рода «прифронтовой» зоной. При этом США и Китай, с одной стороны будут стремиться ограничить влияние России в регионе, с другой стороны использовать в качестве союзника в решении своих геополитических интересов. Третье обстоятельство – необходимость силовой защиты трансконтинентальных коммуникаций. США уже включили безопасность экспортных трубопроводов Каспийского региона и Южного Кавказа в ряд приоритетных задач борьбы с международным терроризмом. А перспективы транспортировки энергоносителей в Китай, Пакистан, Индию только повысят значимость данного обстоятельства. Еще одним фактором, обуславливающим значение региона является - «геокриминальный». Мировое сообщество во все возрастающих масштабах сталкивается с такой задачей, как борьба с международной преступностью, в том числе с терроризмом и наркомафией. Все это ведет к активизации деятельности международной наркомафии, террористических и криминальных группировок, использующих территорию центральноазиатских государств для транзита наркотических веществ в другие регионы, и обеспечивающие тем самым свои потребности в финансовых средствах на расширение террористической деятельности. Центральная Азия как главный транзитный регион переправки наркотиков из Афганистана в Россию и далее в Европу, становится на этом пути главной ареной борьбы с международной наркомафией и связанными с ней другими видами преступности (незаконная торговля оружием, торговля «живым товаром» и др.). Не меньшее значение имеет и политический фактор. Центральная Азия становится центром приложения разнополярных векторов силы: «северного» (СНГ и Россия), «западного» (НАТО и Евросоюз, а в национальном качестве – США, ФРГ и Турция как главные направляющие центры), «восточного» (Китай), «южного» (Пакистан, Индия, Саудовская Аравия, Иран и другие страны мусульманского мира). Все они, хотя и далеко не в равной степени, оказывают влияние на ситуацию в регионе, имеют здесь свои интересы, в большинстве своем несовпадающие и даже противоположные. Не менее значим религиозный фактор, обусловленный тем, что ислам является доминирующей религией, которую исповедует большая часть населения. Дальнейшее развитие экстремистских течений ислама, проповедующих применение насилия в борьбе с «неверными» и ставящими перед собой стратегические цели в глобальном переустройстве сложившегося миропорядка (построение халифатов), играют все более значительную роль не только в региональном, но и в глобальном масштабе. Социальная база для подпитки людскими ресурсами и привлечения в свои ряды все новых членов практически неиссякаема. К внутренним факторам, определяющим развитие военно-политиче-ской обстановки в государствах региона, можно отнести: экономическую нестабильность, обусловленную крайне слабым развитием экономики практически всех государств, значительным внешним долгом и высоким уровнем коррупции органов государственной власти. Финансовые средства и безвозмездная материальная помощь, получаемая от других государств и международных организаций не вкладываются в развитие экономики, а разворовываются или используются исключительно в интересах правящих кланов; наличие острых социальных проблем, обусловленных безработицей, бедностью, низким уровнем жизни на фоне социального расслоения общества; фактор «национально-территориального размежевания» Центральной Азии, обусловленный несовпадением этнических и государственных границ (инициированных советской властью в 1924, 1930, 1950 годах). При этом, большинство межэтнических противоречий, непосредственно влияющих на взаимоотношения между государствами, связано с несовпадением этнических и государственных границ в пограничных районах. Все эти факторы, а также другие социально-политические явления, обусловленные криминализацией общества, неспособностью властей решать социальные проблемы, слабостью государственных институтов власти, коррупцией и др., способствуют активизации деятельности ведущих стран мира, в первую очередь США, в данном регионе. Администрация США, используя системный, комплексный подход, применяя военные, политико-дипломатические, торгово-экономические и иные инструменты, проводит в Центральной Азии целенаправленную наступательную политику. Главными ее целями являются: укрепление политических, экономических и военных позиций в регионе; установление контроля за сырьевыми и энергетическими ресурсами; переориентацию общественного мнения стран региона на приоритетные отношения с Западом на основе подчинения политических элит своему влиянию через моральную и материальную зависимость, как отдельных ее членов, так и доминирующих кланов; ослабление влияния международных организаций, в которых Россия играет ключевую роль (СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС); INSERT INTO `temp_content` (`id`, `title`, `image`, `fulltext`, `smalltext`, `emptytext`, `date`, `somenumber`) VALUES создание договорно-правовой базы для размещения в Центральной Азии своих военных баз и переориентация национального военного строительства на стандарты НАТО. Формы достижения Соединенными Штатами своих целей уже наглядно проявились. Под предлогом борьбы с международными террористами активно расширяется сотрудничество практически со всеми государствами региона, создается сеть военных баз, заключаются договора и соглашения, якобы в интересах антитеррористической операции. Под видом контроля за деятельностью террористов, перемещением через границы государств оружия массового уничтожения и наркотиков усиливается контроль за всей внешнеполитической деятельностью государств, при этом режимам, активно сотрудничающих с США, оказывается всесторонняя финансовая и экономическая поддержка. Это обеспечило Вашингтону контроль над финансовыми системами государств через влияние на них путем предоставления целенаправленной гуманитарной и военной помощи; тесные контакты и активное воздействие на правящую элиту государств, а также на наиболее перспективную оппозицию; формирование проамерикански настроенной прослойки в органах власти, экономике, политике, силовых структурах и др. областях, лоббирование и продвижение нужных кандидатов и т.д.; практически бесконтрольная деятельность спецслужб в регионе; контроль за деятельностью других государств в регионе. Одновременно с этим, под видом развития демократии, путем активной поддержки оппозиционных сил создаются условия для смены неугодных руководителей государств (проведения цветных революций), создания очагов «управляемых конфликтов». Тем самым США удается эффективно противодействовать возрождению влияния России в регионе, а также не допустить усиления позиций других стран, непосредственно заинтересованных в продвижении своих интересов в Азии. Краеугольным камнем, развития обстановки в регионе является Афганистан. Несмотря на продолжающиеся миротворческую и контртеррористическую операции на его территории обстановка постоянно ухудшается. Исламские экстремисты, восстановив боеспособность своих отрядов, усиливают вооруженное противостояние иностранным воинским контингентам и правительству Афганистана, стремясь добиться их вывода и восстановления контроля своей власти над территорией Афганистана. Вооруженные формирования Исламского движения талибов и террористической организации «Аль-Каиды» с начала противостояния Коалиционным силам, Международным силам содействия безопасности и афганской национальной армии применяют тактику партизанской войны. Однако, если на начальном этапе Коалиционным силам удалось разрушить систему управления бандформированиями (единого координационного центра не было, в каждой провинции отряды действовали самостоятельно, периодически согласовывая только общие вопросы оказания содействия друг другу) и нанести им значительные потери, то в течение 2007 года руководству ИДТ удалось наладить взаимодействие не только между отдельными полевыми командирами, но и в масштабе нескольких провинций, нарастить систему обеспечения и подготовки пополнения. А уже с середины 2007 года экстремисты, опираясь на подконтрольные районы в южных и юго-восточных провинциях Афганистана, старались уклониться от непосредственного участия в боях с подразделениями антитеррористической коалиции и восстанавливали контроль над отдельными территориями, в которых завершались операции МССБ по их «освобождению». На большей части территории проводили отдельные террористические акты, кратковременные обстрелы военных баз, административных центров, нападали на колонны и патрули КС и МССБ. Проведение на юге Афганистана операции «Носрат» (Триумф) показало, что руководство ИДТ смогло эффективно организовать управление всеми имеющимися силами и средствами в интересах выполнения единого плана, выросло профессионально, что позволило ему практически полностью охватить боевыми действиями южные и восточные провинции. С этого момента под контролем боевиков находятся господствующие высоты и ключевые дорожные развязки, а на отдельных участках дороги Кабул-Герат, Кабул-Кандагар действуют их контрольно-пропускные пункты. В большинстве уездов юго-восточных провинций открыто действуют отряды экстремистов, которые не позволяют функционировать международным организациям и правительственным органам власти. Общая численность талибов, принимающих постоянное участие в боях с силами антитеррористической коалиции составляет около 10 тыс. чел., а количество афганцев, периодически участвующих в вооруженной борьбе на стороне талибов, достигает 25 тыс. чел. Общая численность пуштунов, готовых вступить в вооруженные формирования, составляет около 500 тыс. чел. Растет количество терактов с использованием террористов-смертников, направленных против сил антитеррористической коалиции и представителей органов власти и проводимых в основном в крупных городах страны. Успешному ведению отрядами экстремистов боевых действий способствовала ухудшающаяся социально-экономическая обстановка в стране, массовая безработица, процветающий наркобизнес и неспособность правительства контролировать ситуацию в стране, практически полная профанация прошедших выборов. Неоправданные жертвы среди местного населения в результате ударов авиации Коалиционных сил по населенным пунктам и попирание военнослужащими НАТО религиозных устоев и обычаев усугубляют эту ситуацию. В результате население юга страны открыто заявляет о своей поддержке талибов в борьбе против иностранного военного присутствия. Под предлогом необходимости осуществления контроля за усиливающейся деятельностью бандформирований страны НАТО, и в первую очередь США, создали широко разветвленную сеть разведывательных центров, позволяющих осуществлять контроль не только за территорией Афганистана, но и за соседними государствами. При этом, несмотря на то, что наиболее сложная обстановка складывается в южных провинциях, значительное количество сил и средств нацелено на Таджикистан, Узбекистан и Иран. Непосредственно у их границ развернуто около 20 постов радио- и радиотехнической разведки. Но наибольшую опасность для региона все-таки представляют планы США по нанесению удара по Ирану. В непосредственной близости от границы с Ираном создаются базовые районы для передовых частей сухопутных сил и боевой авиации, посты радио-, радиотехнической и оптикоэлектронной разведки, позиции частей радиоэлектронной борьбы, оборудуются лагеря для приема беженцев и т.д. И это все на фоне «монетизации борьбы с терроризмом». Имеются ввиду серии коррупционных скандалов в американской армии, связанных с продажей оружия, боеприпасов, военного и другого имущества боевикам, открытые «торги» с талибами о «нейтралитете» последних в отношении американских военнослужащих (а уже выясняется, что и французских, британских и итальянских тоже), занижение в 1,5 – 2,0 раза своих потерь и преувеличение потерь талибов, с целью «выбивания» дополнительного финансирования в конгрессе США на демократические преобразования в Афганистане. Более того, из материалов СМИ (газета «ВПК») известно, что по поручению резидента ЦРУ в Пакистане и по его прямому указанию ответственный за связи с экстремистскими группировками объединенного разведуправления (ОРУ) Пакистана бригадный генерал М.Аршид вел переговоры с главой высшего совета ИДТ И.Фарьяби и рекомендовал талибу распространить через СМИ информацию о том, что за имеющими место беспорядками в приграничных с Афганистаном агентствах (провинциях) Баджаур, Сват, Северный и Южный Вазиристан, а также массовым сожжением грузов для международных сил содействия безопасности (МССБ) стоят Россия и Иран. Такая связь указывает, что ЦРУ и Движение Талибан активно «взаимодействуют» между собой через своих посредников в ОРУ Пакистана. Это не первый случай, когда высокопоставленный представитель Ленгли пользуется услугами талибов. В прошлом году такой «Джеймс Бонд» за спиной своих союзников по НАТО уговаривал полевых командиров моджахедов не нападать на американские конвои за мзду в $ 2 млн. Подводя итог, подчеркнем, что в обозримой перспективе Центральная Азия будет оставаться наиболее проблемным регионом, в котором тесно переплетаются интересы не только государств, расположенных на его территории и в непосредственной близости от него, но и всех ведущих мировых держав. Регионом, где сохранится, а при определенных условиях может и активизироваться деятельность радикальных исламских группировок и международных террористических организаций.

Ответы экспертов:

"Экстремизм в Киргизии уже пустил корни, ситуация может выйти из-под контроля"

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

Не болтай!

Министерство Обороны России выпустило серию пропагандистских плакатов, направленных на предупреждение и профилактику правонарушений военнослужащих и гражданского персонала ведомтсва в области нарушений режима секретности и гостайны.  Подобные плакаты, во многом, продолжают традиции, заложенные советскими художниками-иллюстраторами в первые годы советской власти.

Новости

«Лидеры общественного мнения в информационном обществе»

В г. Орле в конгресс-холле ТМК «ГРИНН» 7 декабря 2017 г. пройдет межрегиональный молодежный форум «Лидеры общественного мнения в информационном обществе», направленный на разъяснение представителям молодежной среды процессов, протекающих в информационном пространстве, и угроз, исходящих от виртуальной реальности.  

Отправить материал