Активная роль институтов гражданского общества - элемент системы противодействия терроризму в России и в мире в целом

20.01.2010


Терроризм принадлежит к числу наиболее опасных и трудно прогнозируемых явлений современного мира. В современных сложившихся условиях крайне важным является сплочение мирового сообщества против терроризма. Необходимо лишить террористические движения и организации идеологических основ, внутренней и внешней поддержки, сократить их социальную базу, выявить и подавить центры идеологического обеспечения и поддержки террористов, добиться общественной изоляции и осуждения террористических групп, направляя усилия на расслоение террористической среды. В связи с этим назрела потребность в использовании информационного пространства в антитеррористических целях, то есть минимизации тех вредоносных последствий, на которые рассчитывают террористы в информационном обществе. Поскольку терроризм представляет собой общественную опасность, то и противодействие ему должно осуществляться с широким привлечением общественных механизмов, сил и средств. Гражданское общество способно предлагать новые концептуальные подходы, модели и элементы национальной и международной стратегий борьбы с терроризмом. В настоящее время, как показывает практика, оно готово инициировать руководителям государств, спецслужб и правоохранительных органов предложения по выработке адекватных и универсальных мер реагирования на терроризм. Институты гражданского общества, организуя и проводя международные конгрессы, симпозиумы, конференции, семинары, круглые столы, имеют возможность вырабатывать и предлагать правительствам различных стран практические рекомендации, направленные на формирование и усиление мирового сообщества в борьбе с международным терроризмом. Одним из механизмов противодействия терроризму в демократическом обществе является государственно-частное партнерство в социально значимых целях (ГЧП), когда силы государства и гражданского общества скоординировано работают над решением той или иной значимой для общества проблемы. В частности, в России внедрена Стратегия партнерства государства и бизнеса в противодействии терроризму, принятая на Глобальном форуме по партнерству государств и бизнеса в противодействии терроризму. Согласно ее положениям, посредством взаимного и эффективного обмена информацией, знаниями и опытом, а также посредством совместных или скоординированных действий правительство и бизнес могут разработать, усовершенствовать и осуществить меры по предотвращению терроризма и противодействию ему. Одним из основных субъектов, формирующих информационное пространство, являются средства массовой информации. В соответствии с концепцией их деятельности - «оперативное освещение для потребителя случившихся событий» - террористические акты становятся объектом пристального внимания СМИ, причем журналисты часто работают непосредственно на месте совершения террористического акта. В связи с ролью СМИ в формировании информационного (в том числе антитеррористического) пространства, их привлечение к подобному партнерству в борьбе с терроризмом является крайне важным шагом. Такой шаг был осуществлен в России. В частности, с 2003 года на территории России действует Антитеррористическая конвенция, принятая Индустриальным комитетом СМИ 8 мая 2003 года – конвенция представляет собой правила поведения представителей средств массовой информации в случае совершения террористического акта или при проведении контртеррористической операции. Данный документ построен на принципе уважения государством свободы получения и передачи информации, с одной стороны, и признании СМИ права на жизнь приоритетным, с другой, что означает соответствующее отношение к действиям оперативных штабов контртеррористических организаций. Помимо собственно рекомендаций по действиям журналистов при освещении террористических актов, конвенция содержит информацию о действиях СМИ, которые могут быть выгодны террористам. Следует отметить, что данная конвенция не имеет статуса федерального закона и является лишь «профессионально значимым» документом, а перечисленные в нем требования, таким образом, принимаются СМИ на основе принципа добровольности. Ввиду скоротечности осуществляемых террористами процессов, особый акцент положений конвенции направлен на электронные СМИ, выходящие по радио, на телевидении и в Интернете. Конвенция не проводит различия между видами журналистики в зависимости от типов СМИ. Таким образом, ее положения действительны и для средства массовой информации, выходящих в Интернете. Сотрудничество государственных органов и граждан в плане пресечения распространения террористической информации через сеть Интернет выражается в наличии т.н. «горячих линий» (в том числе Интернет-приемных), посредством которых гражданин может сообщить в правоохранительные органы об обнаруженном им сайте предположительно террористической направленности. Подобную информацию собирают также общественные организации и иные институты гражданского общества, которые при этом проводят первичную проверку и экспертизу содержимого ресурса и затем направляют информацию в правоохранительные органы. В целях развития международного сотрудничества в данной области было бы целесообразно усиливать кооперацию на уровне институтов гражданского общества. В частности, с западной стороны таким партнером представляется международная сеть «горячих линий» Евросоюза по противозаконному Интернет-контенту INHOPE. Что касается другой стороны противостояния террористической информации в Интернете, информационного противодействия, то тут существует устойчивая традиция взаимодействия государства и гражданского общества. В России уже несколько лет осуществляется программа государственной поддержки «социально значимых» ресурсов, тематикой которых является информационно-разъяснительная работа в части борьбы с определенными внешними вызовами. К числу этих вызовов относятся такие общепринятые угрозы обществу, как терроризм, ксенофобия, пропаганда применения и изготовления наркотиков, возбуждение религиозной вражды и сектантство. Содержимое поддерживаемых ресурсов, как правило, составляет подробная и доступная информация о проблеме, сущности ее вреда, полезные советы по защите, иная справочная информация, онлайн-консультации и «горячие линии». Информационное противостояние терроризму также осуществляется в рамках Национальной программы «Независимые организации против террора», целью которой является объединение неправительственных организаций для повышения гражданского участия в борьбе с угрозой терроризма. Задача проекта состоит в том, чтобы показать обществу, что терроризм - это проблема, в борьбе с которой необходимо участвовать, помимо правительства, каждому гражданину России. Результаты деятельности и изысканий программы направляются в соответствующие государственные учреждения, будучи таким образом одной из сторон реализуемого государственно-частного партнерства в борьбе с терроризмом. Собственно, для России актуальность представляют уровни партнерства «государство-общественные организации» и «общественные организации-гражданин», т.к. цепь «государство-гражданин» отработана еще с советских времен прямым обращением граждан в госорганы по тем или иным проблемам. Развитие правового самосознания также является одним из ключевых направлений в системе противодействия терроризму. В нашей стране, странах СНГ население мало знакомо с законом "О борьбе с терроризмом". Пострадавшие в результате взрывов, захвата заложников, терактов не знают о своих правах. Исполнительная власть порой преподносит возмещение ущерба как некий акт благотворительности, между тем это - норма, заложенная в законе. Литература 1. Текст доклада Марка Твердынина (директора РАЭК) OSCE Political Public-Private Partnership Conference “Partnership Of State Authorities, Civil Society And The Business Community In Combating Terrorism” Vienna, 31 May – 1 June 2007; 2. Журавель В.П. Гражданское общество: проблемы идеологического и информационного противодействия терроризму.

Ответы экспертов:

"Экстремизм в Киргизии уже пустил корни, ситуация может выйти из-под контроля"

Этнокультурные особенности речевого общения в разных лингвокультурах

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Факультет романо-германской филологии
Кафедра английской филологии
Очная форма обучения
Лазарева Алина Евгеньевна

Новости

Не болтай!

Министерство Обороны России выпустило серию пропагандистских плакатов, направленных на предупреждение и профилактику правонарушений военнослужащих и гражданского персонала ведомтсва в области нарушений режима секретности и гостайны.  Подобные плакаты, во многом, продолжают традиции, заложенные советскими художниками-иллюстраторами в первые годы советской власти.

Новости

«Лидеры общественного мнения в информационном обществе»

В г. Орле в конгресс-холле ТМК «ГРИНН» 7 декабря 2017 г. пройдет межрегиональный молодежный форум «Лидеры общественного мнения в информационном обществе», направленный на разъяснение представителям молодежной среды процессов, протекающих в информационном пространстве, и угроз, исходящих от виртуальной реальности.  

Отправить материал