Борьба на национальном и международном уровне с воинствующей экстремистской и террористической идеологией – ответ на общие угрозы безопасности мировому сообществу.

20.01.2010


Противодействовать идеологии терроризма только административными и силовыми методами недостаточно. Необходимо единение всех структур и институтов мирового сообщества. Важно, чтобы в результате совместной работы были сведены на нет все усилия террористических организаций, внедряющих свою идеологию, и обеспечена надежная безопасность от террористических угроз гражданам, обществу и государствам. После теракта 11 сентября 2001 года в США мировое сообщество начало приходить к пониманию того, что недостаточно в борьбе с терроризмом надеяться только на спецслужбы, не всегда они срабатывают, необходимо активное использование возможностей гражданского общества, в первую очередь, для понимания и уяснения содержания терроризма, его опасности. Это важно в связи с тем, что нет общепринятого его определения. На взгляд ряда аналитиков, определение терроризма как идеологии насилия и практики воздействия может составить существенную основу для формулирования общепринятого понятия терроризма. В целях ликвидации условий, порождающих насилие и экстремизм, следует поддерживать деятельность любой страны в области национальной реформы, направленную на расширение политического участия и плюрализма, достижение устойчивого развития и социального равновесия и усиление роли институтов гражданского общества. Обратим особое внимание на то, что силы международного терроризма могут действовать в какой-либо стране только в том случае, когда есть внутренние условия для возникновения террористической угрозы, то есть привнесенный терроризм должен найти для себя благодатную почву и в результате чего может многократно усилиться. Очевидно, что без подготовленной социальной почвы, международные террористические организации не могли бы так долго действовать на Северном Кавказе, а также в Афганистане и в Ираке. Террористическая пропаганда ставит своей целью обеспечение логически последовательного истолкования мира, которое оправдывает террористическую деятельность в виде военных действий или самообороны. Она является важным орудием для привлечения ресурсов и вербовки новобранцев в террористические группировки и сети. В связи с этим, необходимо своевременно предпринимать серьезные попытки для мирного урегулирования региональных и международных конфликтов, чтобы лишить террористические организации возможности использовать страдания каких-либо групп населения, несправедливо подвергшихся жестокому обращению, а также распространять свою порочную идеологию и готовить благодатную почву для пополнения своих рядов и осуществления своей незаконной деятельности. Международное сообщество совместными усилиями разрабатывает глобальные документы и нормы, которые должны помочь правительствам всех стран противостоять международному терроризму (в том числе и внутреннему терроризму, что особо актуально для России, как многонациональной стране). Феномен терроризма пытаются осмыслить представители самых разных общественных дисциплин - социологи, политологи, психологи, юристы, историки и других политологических исследованиях сложилась определенная методология анализа терроризма, просматривается культурный контекст и междисциплинарный характер этого непростого социально-политического феномена. Самой важной структурой, в рамках которой развивается сотрудничества по решению актуальных глобальных проблем современности, является Организация Объединенных Наций. Проблема международного терроризма не является исключением. В рамках ООН создан специализированный Контртеррористический комитет Совета Безопасности на основе Резолюции 1373, положения которой он и призван контролировать. Кроме всего прочего, Резолюция 1373 призывает государства-членов ООН: - ввести уголовную ответственность за финансирование терроризма; - безотлагательно заблокировать любые средства, связанные с лицами, которые замешаны в террористических актах; - не предоставлять ни в какой форме финансовую поддержку террористическим группам; - не допускать предоставления убежища, помощи или поддержки террористам; - вести обмен информацией с другими правительствами в отношении любых групп, совершающих или планирующих совершить террористические акты; - сотрудничать с другими правительствами в расследовании, обнаружении, аресте, выдаче и преследовании лиц, замешанных в таких актах; и - установить в национальном праве уголовную ответственность за активное и пассивное содействие терроризму и предавать нарушителей суду. Активно дей¬ствует на антитеррористическом поле ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), особенно в рамках Фо¬рума по сотрудничеству в области безопасности. В Стратегии ОБСЕ по противодействию угрозам безопасности и стабильности в XXI веке содержатся разделы 9 и 10, где идет речь терроризме, однако они имеют в большей степени декларативный характер и смысл их сводится к привлечению внимания мирового сообщества к проблеме терроризма в целом. Наращивается антитеррористическая составляющая в рамках СНГ, ШОС и других региональных структур международного сотрудничества. Наконец, детальное сотрудничество вырабатывается в рамках двусто-ронних отношений, где диапазон практически не ограничен: от вопро¬сов вклада гражданского общества в общее дело борьбы с террориз¬мом до специфических вопросов сотрудничества правоохранительных органов и спецслужб. Средства массовой информации и системы образования также могут вносить свой позитивный вклад. Так, если бы в рамках ЮНЕСКО была разработана унифицированная учебная про¬грамма для школ, вузов, других образовательных учреждений, посвя¬щенная угрозе терроризма и борьбе с этим вызовом, она могла бы стать своеобразной интеллектуальной антитеррористической вакци¬ной для будущих поколений от опасной идеологии терроризма и на¬силия. В рамках «Большой восьмерки» были сформулированы и основные направления антитеррористической деятельности: - призыв ко всем государствам приложить усилия, чтобы присоединиться к существующим международным договорам, касающимся борьбы с терроризмом; - содействовать взаимной правовой помощи и выдаче; - развивать обмен разведывательными данными и информацией о террористической деятельности; - принимать меры, направленные на предотвращение использования террористами ядерных, химических и биологических материалов; - призывать все государства отказываться от предоставления существенных уступок лицам, захватившим заложников, и стремиться к тому, чтобы лица, ответственные за такие действия, были переданы в руки правосудия; - препятствовать передвижению террористов и принимать повышенные меры по предотвращению подделки документов; - усиливать защиту от терроризма систем воздушных, морских и других видов транспорта; - бороться с террористическими актами, направленными против инфраструктуры и объектов административного и коммунального назначения; - лишать террористов доступа к финансовым средствам; - развивать подготовку и содействие в области борьбы с терроризмом. Таким образом, в настоящее время многие международные организации уделяют свое внимание решению глобальной проблемы противодействию терроризму. В их документах борьба с терроризмом чаще всего носит больше декларативный характер, так как не всегда указываются конкретные шаги как противостоять этой угрозе. Однако уже большим достижением является признание со стороны многих государств важности многостороннего сотрудничества по противодействию международному терроризму. Итак, современное международное общество все больше приходит к пониманию того, что победить международный терроризм одними войсковыми операциями невозможно. Ярким примером данному положению являются события в Ираке после его оккупации американским войсками. Одновременно, несмотря на то, что большое количество государств и международных организаций борются с терроризмом на мировой арене, международная террористическая угроза от этого не уменьшается. Терроризм, который в своей основе имеет социально-политические корни, нельзя победить только лишь военным путем, ни другими методами силового характера. Для минимизации международной террористической угрозы необходимо эффективное сочетание политических, социальных и силовых мер, комплексные усилия государственных, международных общественных структур различного профиля. Таким образом, в целях противодействия терроризму на мировой арене необходимо проводить эффективную международную антитеррористическую политику. Литература 1. Журавель В.П. «Об актуальном в противодействии идеологии терроризма»; 2. Перенджиев А.Н. «Что такое международный терроризм?»; 3. Сафонов Е.С. «Необходима глобальная система противодействия терроризму»; 4. Резолюция 1373 (2001), принятая Cоветом Безопасности на егo 4385-м заседании, 28 сентября 2001 года.

Ответы экспертов:

ВУЗам нужна методическая поддержка

Ректор Южного федерального университета Марина Боровская рассказала о государственной аккредитации ЮФУ, результатах введения ЕГЭ, проекте «5-100» и международных рейтингах, падении вуза в международных рейтингах, снижении числа студентов, сокращениях в ЮФУ, карьерном росте в университете, зарплатах сотрудников ЮФУ, разделении Минобрнауки, рейтинге влиятельности ректоров, качестве диссертаций в ЮФУ.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

Не болтай!

Министерство Обороны России выпустило серию пропагандистских плакатов, направленных на предупреждение и профилактику правонарушений военнослужащих и гражданского персонала ведомтсва в области нарушений режима секретности и гостайны.  Подобные плакаты, во многом, продолжают традиции, заложенные советскими художниками-иллюстраторами в первые годы советской власти.

Новости

«Лидеры общественного мнения в информационном обществе»

В г. Орле в конгресс-холле ТМК «ГРИНН» 7 декабря 2017 г. пройдет межрегиональный молодежный форум «Лидеры общественного мнения в информационном обществе», направленный на разъяснение представителям молодежной среды процессов, протекающих в информационном пространстве, и угроз, исходящих от виртуальной реальности.  

Отправить материал