Облик террориста. Психологический портрет. Бандит или борец за идею.

20.01.2010


Очевидно, что ключевой персоной террористического акта является личность террориста. По мнению психологов, «идейной основой терроризма являются его внутренняя убежденностьала в служении абсолютной, высшей, единственной истине, и, как следствие, вытекающий из неё фанатизм и готовность утверждать её любыми средствами». На протяжении многих десятилетий полагалось, что только психически нездоровые люди были способны на жестокие террористические акты. Однако если в прошлом террористы – это психически нездоровые люди, и говорили «о психической неадекватности террористов», то в последние годы психологами «были обнаружены более объективные психологические механизмы, объясняющие поведение террористов». В частности, установлено, что формирование личности террориста неизбежно происходит под влиянием и контролем террористической организации, которая предъявляет к своим членам ряд требований, а именно: 1. Безграничная преданность делу организации, доходящая до готовности пожертвовать своей жизнью в любой момент. 2. Выдержка, дисциплинированность, и способность соблюдать конспиративность. 3. Безусловное повиновение решениям вышестоящих распорядителей. 4. Участие в оценивании новых привлекаемых в группу членов и готовность быть самому оцениваемым членами группы». Указанные требования террористической организации (особенно, дисциплинированность, строгое соблюдение конспирации) показывают, что едва ли такая организация может состоять в большинстве из психически нездоровых лиц. Вхождение индивида в террористическую группу и принятие её идеологии неизбежно требует от него существенного изменения смысловых ориентиров собственной жизни. При этом в качестве факторов, которые способствуют формированию индивида как террориста и восприятию им террористической идеологии, выделяют 1) раннюю социализацию; 2) нарушения нарциссического типа; 3) конфликтные ситуации; 4) личные связи с членами террористических организаций . Но этого мало. Чтобы у конкретного индивида сформировалась мотивация террориста, определяющая его экстремистское поведение, необходимо наличие двух специфических личностных составляющих, которыми являются агрессивность (в основе которой лежит фрустрация, т.е. «психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности,… (и которое) зависит от особенностей личности») и склонность к экстернализации (т.е. возложению ответственности за неудачи на внешние обстоятельства и поиск внешних факторов для объяснения неадекватности своего поведения). Терроризм за последние два-три десятилетия стал распространенным явлением потому, что для определенной категории лиц он является привлекательным видом деятельности: «террористические организации дают своим членам социальный статус, самоуважение, власть, влияние, чего они, как правило, лишены, живя в обычных условиях». Действительно, проводя прямые опросы задержанных террористов, исследователи установили, что в основе принятия личного решения о вступлении на путь терроризма «лежат такие мотивы как обретение (переживание): 1. Силы, мощи. 2. Высокого статуса. 3. Чувства товарищества и надежной самоидентификации. 4. Наслаждения, почти наркотического «кайфа», сопровождающего радостное возбуждение от принятой новой роли и новой жизни. 5. Субъективного упрощения: бинарное расчленение мира на врагов, не заслуживающих сочувствия, и соратников, которым приписываются идеализированные свойства, придающие человеку чувство уверенности и правильности выбора жизненных целей. 6. Обожания и благоговения (инфантильного всемогущества) более широкого, чем до вступления в движение поддерживающего сообщества. 7. Прекращение забот о личном финансовом благополучии». Ученые отмечают, что «анализируя мотивы, которые заставляют людей присоединяться к террористическому движению, следует иметь в виду … психологические возможности религии. … Они получают достаточно целостную картину мира, которую предлагает им ислам, с целостной же системой ценностей, выстроенных в строгую иерархию. Пускай компенсация за тяготы жизни, за понесенные страдания (свои и своего народа), которую предлагает ислам, состоит лишь в обещании райского блаженства в качестве награды за подвиг шахида, – однако очевидно, что вне ислама, вне ваххабизма жизнь не предложила им более значимой компенсации. … Для индивида, пережившего глубокую фрустрацию… религия, разом разрубающая гордиев узел его проблем, становится сверхценностью. Отсюда уже прямой путь к фанатизму, тем более фанатизм даёт легитимизацию для выхода агрессии». Вместе с тем было бы неправильно полагать, что все террористы руководствуются религиозными мотивами. Среди террористов «есть носители и другой мотивации: это несостоявшиеся политики, рвущиеся к власти и страдающие комплексом неполноценности; профессиональные наёмники, сделавшие террор своим ремеслом и идущие на службу туда, где больше платят; бандиты, «набившие руку» в кровопролитии и прикипевшие к своей профессии; бывшие спортсмены, не нашедшие себя в жизни после окончания спортивной карьеры; некрофильные типы, движимые «интересом убивать», «почувствовать власть над людьми», «показать своё превосходство над другими»; разного рода маргиналы, отщепенцы и отбросы общества». Следует отметить, что «сильнейшим катализирующим моментом процесса социализации в террористической организации и стимулом ко всё более экстремистскому поведению являются для начинающего террориста чувство одобрения этого поведения и соответствующей личностной позиции со стороны … значимых для него людей, не связанных напрямую с деятельностью террористической организации – родственники, соседи, знатные соплеменники. … (Однако) тенденция гуманистически настроенной общественности объяснить вовлечение в терроризм индивидуальными драмами и масштабными трагическими событиями затеняет, мешает видеть эту важнейшую психологическую характеристику процесса». Говоря о необходимости разработки стратегии борьбы с терроризмом и обращая внимание на социально-психологические корни, подпитывающие его, специалисты призывают «понять, что терроризм сам по себе из бедности и нищеты не вырастает. В мире немало бедных и нищих, немало эксплуатируемых, оскорбленных и униженных. Террористы выходят из тех, кому объяснили, что он и беден, и нищ, и эксплуатируется, что постоянно оскорбляется его национальное или религиозное самолюбие… Важнейшей причиной терроризма является не просто наличие экономических и социальных условий, а, прежде всего, объяснение и доказательство этих условий, показ виновников». Так, кто же террорист? Борец за идею или бандит? Скорее всего – бандит.

Ответы экспертов:

Экстремистам - отдельную камеру. За и против?

Дискуссионный материал С.Оганесяна и В.Михайлова о необходимости отдельного содержания лиц, осужденных за религиозный экстремизм и терроризм, в учреждениях УИС.

Список статей, посвящённых антитеррористической проблематике, в "Российском психологическом журнале"

Новости

Не болтай!

Министерство Обороны России выпустило серию пропагандистских плакатов, направленных на предупреждение и профилактику правонарушений военнослужащих и гражданского персонала ведомтсва в области нарушений режима секретности и гостайны.  Подобные плакаты, во многом, продолжают традиции, заложенные советскими художниками-иллюстраторами в первые годы советской власти.

Новости

Всероссийский форум «Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде»

Актуальные вопросы противодействия идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде эксперты будут обсуждать в течение двух дней. В первый день работы форума, 24 сентября, будут работать пять секций на базе образовательных организаций города. 25 сентября в Российском университете дружбы народов состоится пленарное заседание форума.

Отправить материал