Общественный диалог и толерантность – способ противодействия терроризму и религиозному экстремизму

20.01.2010


Сегодня, в борьбе с терроризмом, всё труднее идентифицировать противника. Как правило, противник не является каким-либо государственным образованием. В качестве противника всё чаще выступают радикальные и экстремистские группировки. Реальности таковы, что в противоборстве участвуют как регулярные, так и нерегулярные и незаконные вооружённые формирования, которые далеко не всегда можно отнести к конкретному государству. Прослеживается тенденция расширения участия в современных конфликтах и кризисах неправительственных организаций, элементов гражданского общества. Само военное дело перестало быть уделом только лиц сильного пола. В настоящее время – в силу разных причин – женщины всё чаще выполняют обязанности военной службы наравне с мужчинами. Доля женщин в численности вооружённых сил государств постоянно возрастает. Уже нередкими стали случаи назначения на высшие воинские должности. Стирается различие участников военных действий по возрастному признаку: подростки воюют наравне со взрослыми. Молодёжь привлекается к реализации терактов на Ближнем Востоке и в Чечне. В Афганистане и Чечне выросло целое поколение, которое нередко не имеет возможности, не умеет и не желает зарабатывать на хлеб иначе, как с применением насилия и с оружием в руках. Отличительной чертой современных конфликтов становится отсутствие фронта и тыла. Неуязвимых мест в обществе – ни физически, ни духовно – больше не существует. В условиях глобализации мировой цивилизации и становления информационного общества границы государств перестают играть роль непроницаемых барьеров для перемещения информации и капитала. Толерантность - это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Ситуация строительства гражданского общества обусловила на индивидуальном и социальном уровнях рост осознания как отдельными людьми, так и социальными группами своего места в окружающем мире, прежде всего в системе социально-экономических, этнических, культурных и межконфессиональных отношений. Процесс подобного осознания всегда осуществляется через сопоставление ценностей и целей отдельного человека или конкретной социальной группы с целями и ценностями иных людей, иных социальных и этнических групп, иных культур, конфессий и вероисповеданий. Этот процесс может сопровождаться усилением проявлений в массовом сознании различных предрассудков и страхов: ксенофобии как реакции на встречу с чужим человеком или культурой, этнофобии, мигрантофобии, национализму, дискриминации и нетерпимости. Тем самым, в условиях роста социального разнообразия российского общества существует опасная тенденция нарастания межэтнической, межконфессиональной, социально-экономической, межпоколенческой и политической нетерпимости. Указанные формы нетерпимости нередко используются экстремистскими движениями, разжигающими ненависть, национальную рознь и социальные конфликты в обществе. Для экстремистов часто оказывается достаточным, что человек - иной, непохожий, думающий по-другому, смотрящий по-другому, верящий по-другому, любящий иное. Борьба с терроризмом и современные трансформации российского общества должны учитывать происходящие изменения социального бытия, непосредственно связанные с процессами интеграции. Уже давно назрела необходимость создания государственной системы борьбы с терроризмом, а значит, и выработка соответствующей политики для борьбы с ним. Изменения в современной России затрагивают наряду с экономической, политической и духовной сферами, всю общественную жизнь, проявляются в виде взаимодействия людей, социальных групп и общества в целом. В настоящее время в мире происходит становление глобального коммуникационного пространства, которое оказывает существенное влияние на все стороны жизни общества, отдельного человека, на структурообразующие компоненты всей системы культуры. Современный терроризм – это разнообразные террористические акции, направленные против различных объектов, подготовленные, осуществляемые в основном квалифицированными кадрами, хорошо организованными группировками. Рост террористических актов связан с многочисленными человеческими жертвами, значительными материальными разрушениями, а главное, с объединенными усилиями отдельных экстремистских формирований, криминальных структур на международном уровне для реализации своих политических целей. Регулированию принадлежит главное место в социальной активности государства, так как оно включает в себя социальные группы и общности, социальные связи, социальные действия, отношения, социальные институты и организации, социальные ценности и нормы. Это обусловлено тем, что в обществе не существует более сложной задачи, чем целенаправленная организация и регулирование взаимодействием граждан по вопросам борьбы с терроризмом и обеспечения безопасности. Государство и общество взаимосвязаны, поэтому, когда речь идет о государстве как ведущем субъекте регулирования общественных процессов, то имеется в виду не все проявления, аспекты государственной деятельности, а только те из них, которые связаны с формированием и реализацией регулирующих воздействий. Диалектика существующих противоречий между происходящими интенсивными процессами интеграции, формирования глобальных экономических объединений, «порождает необходимость регулирования и разрешения этих противоречий». Современное российское общество – это система, способная к самоорганизации, элементы которого вступают во взаимодействие при возникновении состояния неравноправия и создают внутренние структуры, способные к самоорганизации. Регулятивная функция социальных норм находит отражение в институтах морали (традиций, воспитания, образования) и права (система законодательства). Интегральным социальным институтом выступает сегодня власть как система, характеризующаяся устойчивостью и упорядоченностью. Известно, что гражданское общество – это всегда добровольная и многосторонняя договоренность людей по поводу достижения и утверждения своих основополагающих прав и интересов. Кроме того, гражданское общество – это еще и совокупность всех формальных и неформальных организаций и правил, которая диалектически соединяет отдельного индивида или семью (домохозяйство) с государством (властью) и бизнесом (частным сектором экономики). То есть гражданское общество и есть общественный договор в том смысле, что с его помощью осуществляется связь человека с государством через те или иные формы организации и объединения. Там, где гражданское общество оказалось сильнее самовластия государства, там возникает и действует схема горизонтального договора. В этом случае общество просто распространяет собственное устройство на свои отношения с властью и на отношения предпринимательской деятельности с властью. Там же, где гражданское общество оказывается слабее, там государство распространяет свой принцип иерархии на отношения с экономикой и обществом, в результате чего общественный договор носит вертикальный характер. Гражданское общество в современном его понимании имеет четыре особенности. Во-первых, это общество отличается негосударственным характером формирования и развития. Во-вторых, данное общество является самоуправляющимся, оно структурируется по своим, прежде всего этнографическим, экономическим и политическим интересам и создает необходимые органы самоуправления данными структурными образованиями. В-третьих, гражданское общество имеет направленно групповой характер, то есть осуществляет управление и организованную реализацию не индивидуальных, а именно групповых интересов людей. При этом особо подчеркнем, что только через защиту данных организационно-групповых интересов гражданское общество защищает интересы конкретных личностей. И, в-четвертых, гражданское общество только тогда достигает зрелости, когда приобретает системный характер. Здесь все социальные общности (организованные по интересам группы) не соподчинены друг другу, а взаимодействуют в соответствии с принятыми межгрупповыми социальными нормами. Именно межгосударственные и межгрупповые нормативы приводят различные стороны и элементы негосударственной социальной управленческой структуры в систему, которая и выступает как гражданское общество. Таким образом, гражданское общество есть система негосударственного социального самоуправления организованных групп населения. По самой своей природе и социальной сущности гражданское общество выступает как конструктивная оппозиция любой государственной власти. Оно является добровольным объединением оппозиционных сил, которые противостоят и вместе с тем, продуктивно сотрудничают с государственной. Отстаивая интересы организованных групп населения, гражданское общество использует в основном легитимные средства и формы. Поэтому оно объективно нуждается в правовом государстве, в котором все основные вопросы жизнедеятельности людей решаются на основе государственного права, узаконенных юридических норм. Российское государство признает, что проведение эффективной антитеррористической деятельности невозможно без поддержки общества и самодеятельной активности граждан, а руководство России отчетливо осознает, что оно в одиночку, без поддержки гражданского общества, не способно эффективно противодействовать терроризму и экстремизму в целом. А один из основных путей взаимодействия между государством, силовыми структурами и гражданским обществом лежит через средства массовой информации. Во-вторых, высшее политическое руководство государства пока вынуждено признать отсутствие самой системы общественного контроля за ходом финансирования силовых ведомств и механизмов взаимодействия формирующегося гражданского общества и государственных органов для ведения борьбы с терроризмом. Так, например, участники круглого стола комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: по делам общественных объединений и религиозных организаций, по безопасности и по делам национальностей в сентябре 2004 года подчеркивали необходимость создания условий, способствующих участию граждан, общественных объединений и религиозных организаций в оказании содействия органам государственной власти, в частности правоохранительным органам в сфере обеспечения общественной безопасности, предупреждения и пресечения террористических проявлений. При этом выступавшие говорили о необходимости создания системы общественного контроля за ходом финансирования силовых ведомств для ведения борьбы с терроризмом. В Российской Федерации идет процесс налаживания оптимальных государственно-конфессиональных отношений, которые исследуются многими политологами. В своих исследованиях они приходят к следующим выводам: существование политического ресурса у русской православной церкви, наличие у нее потенциала политической мобилизации; возрастание исламского фактора и духовных управлений мусульман в политической сфере. Основные проблемы во взаимоотношениях между исламскими организациями с одной стороны, государственными и силовыми структурами с другой. Среди них: исламскими организациями на сегодняшний день только формируется своя позиция по вопросам участия в антитеррористической политике Российского государства; как в самом обществе, так в государственных органах и силовых структурах, существует «исламофобия», которая способствует установлению между ними определенного недоверия. В то же время автор считает, что доверие и единодушие между органами власти и отечественными исламскими организациями необходимо, а отечественные исламские организации должны более активно участвовать в реализации антитеррористической политики в России. Почти все основные институты гражданского общества практически одинаково участвуют в политическом процессе. Они имеют совещательный голос при подготовке принимаемых решений в области антитеррористической политики, но не влияют на окончательное принятие решения. При выполнении решения в области политики противодействия терроризму государство и силовые структуры ожидают от институтов гражданского общества и от отдельных граждан поддержки и соучастия в определенных рамках. Контроль за выполнением политического решения в вопросах противодействия терроризму осуществляет в основном только государственная власть. Таким образом, место государства в формировании и реализации антитеррористической политики можно определить как первичное, а гражданского общества – как вторичное. С одной стороны институты гражданского общества могут предлагать проекты политических (и не политических) решений в сфере противодействия терроризму, формировать соответствующее общественное мнение, оказывать поддержку (чаще моральную) государственным и силовым структурам в борьбе с терроризмом. С другой стороны, институты гражданского общества не влияют на окончательное принятие решений в сфере политики противодействия терроризму, не могут контролировать их выполнение. Органы государственной власти могут и должны организовывать взаимодействие с институтами гражданского общества в проведении антитеррористической политики на равных партнерских условиях, информируя при этом общество о своих истинных целях и интересах. А пока гражданское общество России в целом играет незначительную роль в противодействии терроризму. Рост и становление самого гражданского общества может способствовать повышению эффективности проведения антитеррористической политики. Литература 1. В.К. Белозёров. - «Террор в информационную эпоху» (www.milpol.ru); INSERT INTO `temp_content` (`id`, `title`, `image`, `fulltext`, `smalltext`, `emptytext`, `date`, `somenumber`) VALUES 2. С. Соколова. - «Борьба с терроризмом и современные трансформации российского общества» (www.milpol.ru); INSERT INTO `temp_content` (`id`, `title`, `image`, `fulltext`, `smalltext`, `emptytext`, `date`, `somenumber`) VALUES 3. А.Н. Перенджиев. - «Политическое и общественное обеспечение антитеррористической деятельности в современной России» (www.milpol.ru).

Ответы экспертов:

"Экстремизм в Киргизии уже пустил корни, ситуация может выйти из-под контроля"

Этнокультурные особенности речевого общения в разных лингвокультурах

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Факультет романо-германской филологии
Кафедра английской филологии
Очная форма обучения
Лазарева Алина Евгеньевна

Новости

Не болтай!

Министерство Обороны России выпустило серию пропагандистских плакатов, направленных на предупреждение и профилактику правонарушений военнослужащих и гражданского персонала ведомтсва в области нарушений режима секретности и гостайны.  Подобные плакаты, во многом, продолжают традиции, заложенные советскими художниками-иллюстраторами в первые годы советской власти.

Новости

«Лидеры общественного мнения в информационном обществе»

В г. Орле в конгресс-холле ТМК «ГРИНН» 7 декабря 2017 г. пройдет межрегиональный молодежный форум «Лидеры общественного мнения в информационном обществе», направленный на разъяснение представителям молодежной среды процессов, протекающих в информационном пространстве, и угроз, исходящих от виртуальной реальности.  

Отправить материал